Вопрос-ответ

1. Выплаты:
  • Социальная пенсия выплачивается детям-инвалидам на основании п. 2 ст. 18 ФЗ № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ». Размер пенсии составляет 8 704 рубля в месяц. Выплачивается Пенсионным фондом.
  • Ежемесячная денежная выплата на основании ст. 28.1 ФЗ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» в размере 1 544 рубля. При этом если гражданин имеет право на ежемесячную денежную выплату, предусмотренную другим федеральным законом (за исключением случаев установления ежемесячной денежной выплаты в соответствии с Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»), то ему предоставляется только одна из выплат. Выплачивается Пенсионным фондом.
  • Ежемесячная компенсационная выплата неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет и инвалидами с детства первой группы на основании Указа Президента РФ от 26.02.2013 N 175 «О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства первой группы» составляет для родителя (усыновителя) или опекуна (попечителя) 5500 рублей; для других лиц 1200 рублей. Из этого следует, что лицом, осуществляющим уход (ЛОУ) могут быть не только родители, но и иные лица, независимо от родства и совместного проживания с ребенком. Выплачивается Пенсионным фондом.
  • Дети-инвалиды имеют право на государственную помощь в виде набора социальных услуг (на основании ст. 6.5 ФЗ от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» с 19.12.2016 г. стоимость составляет  705 рублей в месяц), в состав которого включено бесплатное лекарственное обеспечение (543 рубля), при наличии медицинских показаний санаторно-курортное лечение (84 рубля), а также бесплатный проезд междугородным транспортом к месту лечения и обратно, бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте (78 рублей). Вы можете как отказаться от получения одной услуги или всех сразу в пользу компенсации, так и получать ее в натуральном виде.
2. Льготы:
  • Инвалиды имеет право на оборудование занимаемого им жилого помещения специальными средствами и приспособлениями в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида (ИПРА), согласно ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
  • Инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов (на основании ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»), исходя из нормативов потребления: платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда; платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке (по холодной воде – 6,935 м3 на человека, по горячей воде – 4,745 м3 на человека, по отоплению 0,016 Гкал, на 33 м2 на семью состоящую из одного человека, на 42 м2 на семью состоящую из двух человек, на 18 м2 на каждого члена семьи на семью состоящую из 3 и более человек); оплаты стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива — при проживании в домах, не имеющих центрального отопления. Данные меры не распространяются на установленные Правительством Российской Федерации случаи применения повышающих коэффициентов к нормативам потребления коммунальных услуг.
  • Инвалидам I и II групп, детям-инвалидам, гражданам, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»). Минимальный размер взноса в каждом регионе разный, и устанавливается самим регионом.
  • Инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства, согласно ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Необходимым условием для предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства является состояние на учете как нуждающихся в предоставлении жилого помещения. Предоставление участков для дачного хозяйства и садоводства зависит от регионального законодательства и наличия земельных участков.
  • Компенсация 50% стоимости полиса ОСАГО на основании ст. 17 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (многие регионы компенсируют не полностью). Для получения компенсации необходимым условием является внесение в индивидуальную программу реабилитации или абилитации ребенка-инвалида (ИПРА) нуждаемости в автомобиле (за счет собственных и иных средств). Правила выплаты регулируются нормативными актами субъектов РФ.
  • Оплату проезда к месту лечения и обратно на основании Приказа Минздравсоцразвития России от 05.10.2005 N 617 «О Порядке направления граждан органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения к месту лечения при наличии медицинских показаний». На основании Постановления Правительства РФ от 29.12.2004 N 864 «О порядке финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг» оплачивается проезд на железнодорожном транспорте (поезда всех категорий, в том числе фирменные поезда в случаях, когда возможность проезда к месту лечения и обратно в поездах других категорий отсутствует, вагоны всех категорий, за исключением спальных вагонов с двухместными купе и вагонов повышенной комфортности); водный транспорт третьей категории; автомобильный транспорт общего пользования; авиационный транспорт (экономический класс) при отсутствии железнодорожного сообщения, либо при меньшей стоимости авиаперелета по сравнению со стоимостью проезда железнодорожным транспортом либо при наличии у инвалида, в том числе ребенка-инвалида, заболевания или травмы спинного мозга. При использовании авиационного транспорта для проезда граждан к месту лечения и (или) обратно проездные документы (билеты) оформляются (приобретаются) только на рейсы российских авиакомпаний или авиакомпаний других государств — членов Евразийского экономического союза, за исключением случаев, если указанные авиакомпании не осуществляют пассажирские перевозки к месту лечения либо если оформление (приобретение) проездных документов (билетов) на рейсы этих авиакомпаний невозможно ввиду их отсутствия на дату вылета к месту лечения и (или) обратно.
  • Санаторно-курортное лечение при отсутствии противопоказаний, что подтверждается справкой на получение путевки формы 070/у-04, выдаваемой педиатром, согласно ст. 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи». Вторая путевка той же стоимости и длительности выдается сопровождающему лицу. Также ребенок-инвалид имеет право на оплату проезда к месту лечения и обратно для себя и сопровождающего лица. Оплачивается проезд на железнодорожном транспорте (поезда всех категорий, в том числе фирменные поезда в случаях, когда возможность проезда к месту лечения и обратно в поездах других категорий отсутствует, вагоны всех категорий, за исключением спальных вагонов с двухместными купе и вагонов повышенной комфортности); водный транспорт третьей категории; автомобильный транспорт общего пользования; авиационный транспорт (экономический класс) при отсутствии железнодорожного сообщения, либо при меньшей стоимости авиаперелета по сравнению со стоимостью проезда железнодорожным транспортом либо при наличии у инвалида, в том числе ребенка-инвалида, заболевания или травмы спинного мозга. При использовании авиационного транспорта для проезда граждан к месту лечения и (или) обратно проездные документы (билеты) оформляются (приобретаются) только на рейсы российских авиакомпаний или авиакомпаний других государств — членов Евразийского экономического союза, за исключением случаев, если указанные авиакомпании не осуществляют пассажирские перевозки к месту лечения либо если оформление (приобретение) проездных документов (билетов) на рейсы этих авиакомпаний невозможно ввиду их отсутствия на дату вылета к месту лечения и (или) обратно.
  • Право на бесплатную парковку на местах, предназначенных для парковки автомобилей, перевозящих инвалидов.
  • Бесплатное оказание юридической помощи для законных представителей детей-инвалидов, связанной с защитой их прав и законных интересов (ст. 20 Федерального закона от 21.11.2011 N 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации»).
Работники, имеющие на своем попечении ребенка-инвалида, не допускается к работе в ночное время (ст. 96 «Трудового кодекса Российской Федерации» от 30.12.2001 N 197-ФЗ).
  • Направление в служебные командировки, привлечение к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни работников, имеющих детей-инвалидов, допускаются только с их письменного согласия (ст. 259 «Трудового кодекса Российской Федерации» от 30.12.2001 N 197-ФЗ).
  • Запрещается расторжение трудового договора по инициативе работодателя с одинокой матерью, воспитывающей ребенка-инвалида, а также с родителем, являющимся единственным кормильцем семьи с ребенком-инвалидом, за исключением случаев ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем; неоднократного неисполнения работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание; однократного грубого нарушения работником трудовых обязанностей: совершения виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему со стороны работодателя; совершения работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы (ст. 261 «Трудового кодекса Российской Федерации» от 30.12.2001 N 197-ФЗ).
  • Одному из родителей (опекуну, попечителю) ребенка-инвалида  работодатель обязан устанавливать неполный рабочий день (смену) или неполную рабочую неделю по его просьбе (ст. 93 «Трудового кодекса Российской Федерации» от 30.12.2001 N 197-ФЗ).
  • Одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению (ст. 262 «Трудового кодекса Российской Федерации» от 30.12.2001 N 197-ФЗ).
  • Одному из родителей (опекуну, попечителю, приемному родителю), воспитывающему ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет, ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется по его желанию в удобное для него время (ст. 262.1 «Трудового кодекса Российской Федерации» от 30.12.2001 N 197-ФЗ).
  • Работнику, имеющему ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет, коллективным договором могут устанавливаться ежегодные дополнительные отпуска без сохранения заработной платы в удобное для них время продолжительностью до 14 календарных дней. Указанный отпуск по письменному заявлению работника может быть присоединен к ежегодному оплачиваемому отпуску или использован отдельно полностью либо по частям. Перенесение этого отпуска на следующий рабочий год не допускается (ст. 263 «Трудового кодекса Российской Федерации» от 30.12.2001 N 197-ФЗ).

Вступительные испытания для поступающих с ограниченными возможностями здоровья проводятся в отдельной аудитории.

Число поступающих с ограниченными возможностями здоровья в одной аудитории не должно превышать: при сдаче вступительного испытания в письменной форме — 12 человек; при сдаче вступительного испытания в устной форме — 6 человек.

Допускается присутствие в аудитории во время сдачи вступительного испытания большего числа поступающих с ограниченными возможностями здоровья, а также проведение вступительных испытаний для поступающих с ограниченными возможностями здоровья в одной аудитории совместно с иными поступающими, если это не создает трудностей для поступающих при сдаче вступительного испытания.

Допускается присутствие в аудитории во время сдачи вступительного испытания ассистента из числа работников организации или привлеченных лиц, оказывающего поступающим с ограниченными возможностями здоровья необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных особенностей (занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, общаться с преподавателями, проводящими вступительное испытание).

  • Продолжительность вступительного испытания для поступающих с ограниченными возможностями здоровья увеличивается по решению организации, но не более чем на 1,5 часа.
  • Поступающие с ограниченными возможностями здоровья могут в процессе сдачи вступительного испытания пользоваться техническими средствами, необходимыми им в связи с их индивидуальными особенностями.
  • По заявлению поступающих о приеме, содержащего сведения о необходимости создания специальных условий, при проведении вступительных испытаний обеспечивается выполнение следующих дополнительных требований в зависимости от индивидуальных особенностей поступающих с ограниченными возможностями здоровья:
  1. для слепых: задания для выполнения на вступительном испытании оформляются рельефно-точечным шрифтом Брайля или в виде электронного документа, доступного с помощью компьютера со специализированным программным обеспечением для слепых, либо зачитываются ассистентом; письменные задания выполняются на бумаге рельефно-точечным шрифтом Брайля или на компьютере со специализированным программным обеспечением для слепых либо надиктовываются ассистенту; поступающим для выполнения задания при необходимости предоставляется комплект письменных принадлежностей и бумага для письма рельефно-точечным шрифтом Брайля, компьютер со специализированным программным обеспечением для слепых;
  2. для слабовидящих: обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс; поступающим для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство; возможно также использование собственных увеличивающих устройств; задания для выполнения, а также инструкция по порядку проведения вступительных испытаний оформляются увеличенным шрифтом;
  3. для глухих и слабослышащих обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости поступающим предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;
  4. для слепоглухих предоставляются услуги тифлосурдопереводчика (помимо требований, выполняемых соответственно для слепых и глухих);
  5. для лиц с тяжелыми нарушениями речи, глухих, слабослышащих вступительные испытания, проводимые в устной форме, проводятся в письменной форме (дополнительные вступительные испытания творческой и (или) профессиональной направленности, вступительные испытания при приеме в магистратуру — по решению организации);
  6. для лиц с нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей: письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту; ступительные испытания, проводимые в письменной форме, проводятся в устной форме (дополнительные вступительные испытания творческой и (или) профессиональной направленности, вступительные испытания при приеме в магистратуру — по решению организации).
  • Дети-инвалиды имеют преимущественное право зачисления на обучение по программам бакалавриата, программам специалитета за счет бюджетных ассигнований в пределах установленной особой квоты. Особая квота устанавливается организацией высшего образования в размере не менее чем 10% от общего объема контрольных цифр, выделенных указанной организации на очередной год, по каждой специальности и (или) направлению подготовки.
  • Дети-инвалиды имеют право на получение государственной социальной стипендии (ст. 36 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
  • Дети-инвалиды имеют право на прием на подготовительные отделения федеральных государственных образовательных организаций высшего образования на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

Особенности прохождения государственной итоговой аттестации (ГИА):

  • Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся детей-инвалидов и инвалидов, а также тех, кто обучался по состоянию здоровья на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении, образовательная организация оборудуется с учетом их индивидуальных особенностей. Материально-технические условия проведения экзамена обеспечивают возможность беспрепятственного доступа таких обучающихся в аудитории, туалетные и иные помещения, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, при отсутствии лифтов аудитория располагается на первом этаже; наличие специальных кресел и других приспособлений).
  • При проведении экзамена присутствуют ассистенты, оказывающие указанным обучающимся необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных особенностей, помогающие им занять рабочее место, передвигаться, прочитать задание.
  • Указанные обучающиеся с учетом их индивидуальных особенностей в процессе сдачи экзамена пользуются необходимыми им техническими средствами.
  • Государственный выпускной экзамен по всем учебным предметам по их желанию проводится в устной форме.
  • Для слабослышащих обучающихся аудитории для проведения экзамена оборудуются звукоусиливающей аппаратурой как коллективного, так и индивидуального пользования. Для глухих и слабослышащих обучающихся привлекается ассистент-сурдопереводчик.
  • Для слепых обучающихся: экзаменационные материалы оформляются рельефно-точечным шрифтом Брайля или в виде электронного документа, доступного с помощью компьютера; письменная экзаменационная работа выполняется рельефно-точечным шрифтом Брайля или на компьютере; предусматривается достаточное количество специальных принадлежностей для оформления ответов рельефно-точечным шрифтом Брайля, компьютер.
  • Для слабовидящих обучающихся экзаменационные материалы представляются в увеличенном размере, в аудиториях для проведения экзаменов предусматривается наличие увеличительных устройств и индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс.
  • Для глухих и слабослышащих, с тяжелыми нарушениями речи по их желанию ГВЭ по всем учебным предметам проводится в письменной форме.
  • Для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (с тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей) письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением.
  • Во время проведения экзамена для указанных обучающихся организуются питание и перерывы для проведения необходимых медико-профилактических процедур.
  • Для обучающихся, имеющих медицинские показания для обучения на дому и соответствующие рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии, экзамен организуется на дому.
  • Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся детей-инвалидов и инвалидов, а также тех, кто обучался по состоянию здоровья на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении, продолжительность экзамена увеличивается на 1,5 часа.

Детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья при получении дошкольного и школьного образования обеспечиваются специальные условия обучения.

Под специальными условиями понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Дети-инвалиды обеспечиваются местами в дошкольных образовательных, лечебно-профилактических и оздоровительных учреждениях в первоочередном порядке (Указ Президента РФ от 02.10.1992 N 1157 «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов»).

За присмотр и уход за детьми-инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также за детьми с туберкулезной интоксикацией, обучающимися в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, родительская плата не взимается (ст. 65 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Налоговые вычеты (предоставляются работающим родителям, чей доход облагается налогом по ставке 13%). Налоговый вычет производится на каждого ребенка в возрасте до 18 лет, а также на каждого учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента, курсанта в возрасте до 24 лет.

Налоговый вычет предоставляется в двойном размере единственному родителю (приемному родителю), усыновителю, опекуну, попечителю. Предоставление указанного налогового вычета единственному родителю прекращается с месяца, следующего за месяцем вступления его в брак.

Налоговый вычет предоставляется родителям, супругу (супруге) родителя, усыновителям, опекунам, попечителям, приемным родителям, супругу (супруге) приемного родителя на основании их письменных заявлений и документов, подтверждающих право на данный налоговый вычет. При этом физическим лицам, у которых ребенок (дети) находится (находятся) за пределами Российской Федерации, налоговый вычет предоставляется на основании документов, заверенных компетентными органами государства, в котором проживает (проживают) ребенок (дети).

Налоговый вычет может предоставляться в двойном размере одному из родителей (приемных родителей) по их выбору на основании заявления об отказе одного из родителей (приемных родителей) от получения налогового вычета. Налоговый вычет действует до месяца, в котором доход налогоплательщика превысил 350 000 рублей. Начиная с месяца, в котором указанный доход превысил 350 000 рублей, налоговый вычет не применяется.

Налогоплательщикам, имеющим право более, чем на один стандартный налоговый вычет, предоставляется максимальный из соответствующих вычетов. Уменьшение налоговой базы производится с месяца рождения ребенка (детей), или с месяца, в котором произошло усыновление, установлена опека (попечительство), или с месяца вступления в силу договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью и до конца того года, в котором ребенок (дети) достиг (достигли) возраста, указанного в абзаце одиннадцатом настоящего подпункта, или истек срок действия либо досрочно расторгнут договор о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью, или смерти ребенка (детей).

Налоговый вычет предоставляется за период обучения ребенка (детей) в образовательном учреждении и (или) учебном заведении, включая академический отпуск, оформленный в установленном порядке в период обучения.

  • Налоговый вычет за каждый месяц налогового периода распространяется на родителя, супруга (супругу) родителя, усыновителя, на обеспечении которых находится ребенок, в следующих размерах: 1 400 рублей — на первого ребенка; 1 400 рублей — на второго ребенка; 3 000 рублей — на третьего и каждого последующего ребенка; 12 000 рублей — на каждого ребенка в случае, если ребенок в возрасте до 18 лет является ребенком-инвалидом, или учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента в возрасте до 24 лет, если он является инвалидом I или II группы.
  • Налоговый вычет за каждый месяц налогового периода распространяется на опекуна, попечителя, приемного родителя, супруга (супругу) приемного родителя, на обеспечении которых находится ребенок, в следующих размерах: 1 400 рублей — на первого ребенка; 1 400 рублей — на второго ребенка; 3 000 рублей — на третьего и каждого последующего ребенка; 6 000 рублей — на каждого ребенка в случае, если ребенок в возрасте до 18 лет является ребенком-инвалидом, или учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента в возрасте до 24 лет, если он является инвалидом I или II группы.
  • Налоговый вычет на обучение в сумме, уплаченной за свое обучение в образовательных учреждениях, — в размере фактически произведенных расходов на обучение, а также в сумме, уплаченной налогоплательщиком-родителем за обучение своих детей в возрасте до 24 лет, налогоплательщиком-опекуном (налогоплательщиком-попечителем) за обучение своих подопечных в возрасте до 18 лет по очной форме обучения в образовательных учреждениях, — в размере фактически произведенных расходов на это обучение, но не более 50 000 рублей на каждого ребенка в общей сумме на обоих родителей (опекуна или попечителя).
  • Налоговый вычет на лечение в сумме, уплаченной налогоплательщиком в налоговом периоде за медицинские услуги, оказанные медицинскими организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность, ему, его супругу (супруге), родителям, детям (в том числе усыновленным) в возрасте до 18 лет, подопечным в возрасте до 18 лет (в соответствии с перечнем медицинских услуг, утвержденным Правительством Российской Федерации), а также в размере стоимости лекарственных препаратов для медицинского применения (в соответствии с перечнем лекарственных средств, утвержденным Правительством Российской Федерации), назначенных им лечащим врачом и приобретаемых налогоплательщиком за счет собственных средств.

Куда родители имеют право подать заявление

В заявлении о приеме в детский сад можно указать до трех образовательных учреждений. Первое из них будет основным и приоритетным, два других – на случай, если в первое по каким-либо причинам ребенка не примут. Выбирать детский сад имеют право родители, основываясь на личных предпочтениях.

Те же правила действуют и при подаче заявления на поступление в первый класс. Но здесь есть жесткое требование: хотя бы одна из трех школ должна относиться к району, в котором проживает ребенок. Посмотреть списки образовательных учреждений, закрепленных за определенными территориями, можно по ссылке http://contingent.mos.ru/reports или на сайте http://mskobr.ru./search/name.

Исключение составляют дети, которые посещают дошкольные отделения при школах. Их автоматически примут в первый класс в ту же школу, и заявление при этом писать не нужно.

Нужна ли прописка для получения места

В Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» указано, что родители имеют право выбирать образовательное учреждение для своего ребенка. Однако это не означает, что ребенка в это образовательное учреждение примут.

Например, точно получить место можно только в школе или детском саду на закрепленной территории. Поэтому не имеющие прописки или временной регистрации в Москве и Подмосковье дети автоматически попадают в конец очереди, и место могут получить только после того, как зачислят всех очередников с пропиской. Это условие указано во Временных правилах регистрации заявлений о постановке детей на учет, внесения изменений в имеющиеся заявления и направления детей на зачисление в государственные образовательные организации.

При этом даже если ребенок фактически проживает по другому адресу, указывать придется именно место регистрации. Если в ходе проверки сведения не подтвердятся, в личный кабинет заявителя поступит сообщение о том, что в течение 20 календарных дней в одну из выбранных им образовательных организаций необходимо представить документы, подтверждающие указанные сведения.

Как определяют первоочередников

В Департаменте образования города Москвы разъяснили, что право на общедоступное бесплатное образование реализуется при помощи комплексной системы оказания госуслуг в сфере образования в электронном виде. Очередь в детские сады при этом выстраивается автоматически с учетом:

– возраста,

– имеющихся приоритетов и льгот,

– даты подачи заявления,

– наличия регистрации.

Так, первыми зачисляют детей от трех до семи лет, затем тех, кому исполнилось два года и восемь месяцев, и последними – детей от полутора лет. В каждой возрастной группе выше в списке окажутся дети, имеющие постоянную регистрацию в Москве и области, за ними – дети, зарегистрированные по месту пребывания.

На сайте mos.ru в разделе «Услуги и сервисы» можно посмотреть свою очередь.

Кого зачисляют вне очереди

Вне очереди в образовательную организацию зачисляют:

– детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (Закон города Москвы от 30.11.2005 № 61 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»);

– малышей, чьи родители были признаны детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей (Закон города Москвы от 30.11.2005 № 61 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве»);

– детей граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (Закон Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»);

– детей граждан из числа подразделений особого риска, а также семей, потерявших кормильца из числа таких граждан (постановление Верховного совета РФ от 27.12.1991 № 2123-1);

– детей прокуроров (Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»);

– детей судей (Федеральный закон от 26.06.1992 № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации»);

– детей сотрудников Следственного комитета РФ (Федеральный закон от 28.12.2010 № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации»).

Кому предоставляются льготы

На первые места в очереди при зачислении в детский сад или школу могут претендовать:

– дети из многодетных семей (Указ Президента РФ от 05.05.1992 № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей»);

– дети-инвалиды и дети, один из родителей которых является инвалидом (Указ Президента РФ от 02.10.1992 № 1157 «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов»);

– дети военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, уволенных с военной службы при достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями (Федеральный закон от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»);

– дети сотрудников полиции, а также погибших или умерших вследствие увечья или иного вреда для здоровья, заболевания, полученного во время прохождения службы в полиции, либо уволенных по состоянию здоровья (Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции»);

– дети сотрудников органов внутренних дел, не являющихся сотрудниками полиции (Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции»);

– дети сотрудников, имеющих социальные звания и проходящих службу в УФСИН, федеральной противопожарной службе, наркоконтроле, таможне, а также погибших или умерших вследствие увечья, иного повреждения здоровья или заболевания, полученного в период прохождения службы, либо уволенных со службы по состоянию здоровья (Федеральный закон от 30.12.2012 № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»);

– дети одиноких матерей, в свидетельстве о рождении которых отсутствует запись об отце, или если предоставлена справка из ЗАГСа о том, что запись об отце    внесена по указанию матери (Перечень поручений Президента РФ от 04.05.2011 № 1227).

Если льготников несколько, то выше в списке окажется тот, кто раньше подал заявление.

Что делать, если нет мест

Федеральным законом № 273-ФЗ гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного образования независимо от места жительства.

«Однако требования СанПиНов еще никто не отменял, и увеличивать количество детей в группах вопреки нормативам запрещено. Поэтому отсутствие мест в образовательной организации способно стать основанием для отказа. Родители могут видеть в системе свою очередь и узнать причины того, почему они не среди первых», – отмечает председатель Общественного совета при Департаменте образования г. Москвы Татьяна Минеева.

Если родители хотели отдать ребенка в престижную школу или детский сад не по месту прописки и свободных мест не оказалось, то до 30 апреля они обязательно получат сообщение о том, какой дополнительный выбор им предоставляется. Таким образом, они смогут выбрать одну из трех других образовательных организаций в этом же или смежном районе в доступной близости от места проживания ребенка. Если и в этом случае ни одно из учреждений родителям не подойдет, то в детский сад или школу ребенок отправится только на следующий год. Один плюс – в списке он уже будет стоять выше.

Иногда, чтобы попасть в выбранную школу или детский сад, достаточно немного подождать. Дело в том, что если в течение 20 календарных дней после зачисления кто-то из родителей не успеет обратиться в образовательную организацию с оригиналами документов, то их заявление аннулируется, а место освобождается. На него сможет претендовать следующий в списке ребенок.

Куда жаловаться в случае отказа

Москвичи могут проконсультироваться по вопросам комплектования дошкольных групп образовательных организаций в Центре информирования о предоставлении образовательных услуг Департамента образования г. Москвы. Можно написать письмо по электронной почте: infodo@edu.mos.ru или позвонить в рабочие дни по телефону: 8 (495) 530–71–71 (с 9:00 до 19:00).

Жалобу жителей Подмосковья примут в Министерстве образования Московской области (http://mo.mosreg.ru) по электронной почте: minobr@mosreg.ru либо по телефонам: 8 (498) 602–10–95, 8 (498) 602–11–42, 8 (498) 602–11–43.

Также обратиться можно в Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) по телефону: 8 (495) 984–89–19.

Кроме того, родители имеют право подать заявление в прокуратуру и иск в суд, ведь отказ от предоставления места в детском саду или школе – нарушение права гражданина на общедоступное бесплатное образование.

Получить бесплатные лекарства в России бывает очень не просто. Особенно пациентам с первичным иммунодефицитом, для которых еще не разработан стандарт лечения. Но важно знать, что даже если вам отказали в льготах, это еще не значит, что они вам не положены. Нужно просто соблюсти определенные формальности, чтобы их добиться. Как? Читайте советы от нашего юриста Alexandra Romanenko.

Итак, если вы предъявили вашему лечащему врачу выписку с рекомендациями из федерального или регионального медицинского учреждения, а врач в ответ не выписал рецепт на лекарство или направление на инъекцию, следуйте следующим советам.

1) Составьте заявление на имя главврача с просьбой провести врачебную комиссию, организовать лечение и обязать врача выписать рецепт или выдать направление. Укажите ваши ФИО, дату рождения, телефон, e-mail, диагноз, цель терапии, номер и дату выписки, на основании которой рекомендовано лечение, а также сам препарат с дозировкой и длительностью терапии. Cошлитесь на приказ Минздравсоцразвития РФ от 5 мая 2012 года N 502н. И на статью 12 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» от 02.05.2006 № 59-ФЗ, согласно которой, ответ вам должен прийти в течение 30 дней.

2) Распечатайте в двух экземплярах. Один останется у вас, второй – в медицинском учреждении. Поставьте на каждом экземпляре ФИО и личную подпись. И готовьтесь передать, не забыв взять с собой копию последней выписки.

3) Узнайте, кто в вашем медучреждении отвечает за прием обращений граждан. Вас могут отправить в канцелярию, приемную или в кабинет к главврачу. Главное – найти живого человека и не оставлять заявление в регистратуре или у лечащего врача с просьбой «передать лично в руки».

4) Нужному специалисту отдайте 1 экземпляр вашего заявления и копию выписки. А на втором попросите поставить дату приема обращения, должность специалиста и подпись. Экземпляр с визой заберите себе. И помните, что государственное медучреждение не имеет права не принять обращение граждан или не ответить на него по существу, согласно статье 9 того же ФЗ № 59.

5) Пока ждете ответ, не забывайте напоминать о себе. А по истечению 30 дней лично прийти за решением. Согласно тому же приказу Минздравсоцразвития N 502н, заседания врачебной комиссии проводятся не реже 1 раза в неделю. И, если вам говорят, что это не так, это нарушение, которое можно обжаловать.

6) Узнайте дату ближайшей врачебной комиссии, согласно графику, и приходите на заседание. Комиссия должна составить протокол и указать в нем, что препарат, вам необходим и назначен решением врачебной комиссии.

7) Проследите, чтобы по окончании врачебной комиссии решение было занесено в специальный журнал, а протокол – вклеен в вашу медицинскую карту. Так он попадет к вашему врачу.

8) Увидев протокол комиссии, лечащий врач должен незамедлительно выписать рецепт на лекарство или направление на инъекцию. С подписанным рецептом можно отправиться в социальную аптеку.

9) Самое приятное – получить льготный препарат в аптеке или прийти на положенную инъекцию в указанный день. Поздравляем, у вас все получилось! Ну, а если препарат отсутствует в аптеке или рецепт отказываются принимать, пишите обращение в вышестоящие органы и подавайте жалобу в Прокуратуру.

Полное подробное руководство по оформлению льготных препаратов читайте на портале DISLIFEhttp://dislife.ru/materials/908