Что мешает инклюзивному образованию в Московской области? Радио-интервью с Председателем АРДИП Инной Орловой

Что мешает инклюзивному образованию в Московской области?

Почему 39% родителей обычных школьников против того, чтобы их дети учились вместе с детьми с особенностями развития?

А 53 % родителей детей с ОВЗ не довольны качеством инклюзивного образования? (согласно опросу @mailrugroup, данные по РФ).

Об этом и другом председатель АРДИП Инна Орлова говорила на Радио – 1.

Ранее в СМИ сообщили, что согласно опросу Mail.ru Group, 39% родителей обычных школьников против того, чтобы их дети учились вместе с детьми с особенностями развития. 20% объяснили это тем, что никогда не сталкивались с инклюзивным образованием, 19% считают, что от этого пострадает качество образования. 16% положительно оценивают опыт совместного обучения, 45% готовы попробовать, но беспокоятся о том, как это будет организовано.

Из интервью:

“Проблема в переполненности наших школ. Там, где эксплуатационная мощность – тысяча, учатся полторы, а то и две тысячи человек. Таких условиях создание инклюзивного класса просто невозможно, потому что инклюзивный класс подразумевает по СанПиНу меньшее количество человек. И когда ребёнка сажают в класс, где 30-35 человек, это не идёт на пользу никому. Учитель не может уделить дополнительное внимание такому ребёнку, и это может быть одной из причин, по которой родители воспринимают инклюзивное образование в штыки: мол, и так в классе много народу, а тут ещё ваш ребёнок, который перетягивает на себя одеяло. Если бы это был малокомплектный класс, накал страстей бы снизился. Всё надо делать с умом, подо всё разработаны стандарты», – сказала Инна Орлова.
Школам не хватает и психологов.”

“Работа психологов очень важна. Про это не раз говорили, и это прописано. Причём, это особенно важно в самом начале обучения. Психолог должен работать не только с особенным ребёнком, которому может быть тяжело влиться в коллектив, но и прежде всего с персоналом школы. Потому что сейчас идёт неприятие от учителей. А такое отношение учителей передаётся детям, остальному классу, дети передают это своим родителям, хотя это можно было бы в самом начале купировать работой с психологом», – пояснила собеседница «Радио 1».”

Она добавила, что для полноценного инклюзивного образования не хватает и инфраструктуры.
«Сейчас отсутствует инклюзивная среда. Это не только пандус, по которому ребёнок может заехать в школу, это и специальные парты, специальные компьютеры – возможно – с джойстиком. Нехватка педагогов, порой даже полное отсутствие педагогов, владеющих коррекционными методиками – это выявил опрос, который проводила среди родителей наша ассоциация. Нет дефектологов, психологов, адаптированных учебников, технических ассистентов, тьюторов. Тьютор – это человек с педагогическим образованием, который помогает ребёнку, он даётся на какой-то период А технический ассистент – человек, который помогает переехать из класса в класс и пр. В целом, нормы и программы для инклюзивного образования прописаны, их просто надо выполнять.