Сегодня предлагаем вашему вниманию игры, которые особенно полезны и доступны для детей с АУТИЗМОМ.

Сегодня предлагаем вашему вниманию игры, которые особенно полезны и доступны для детей с АУТИЗМОМ.

Для вашего удобства мы разделили игры по возрастным категориям.

Выберите то, что подходит вашему чаду и разделите с ним веселье 🤗

Сохраняйте, чтобы не потерять и ставьте ❤

🪅Занятия для детей от 1 года до 3-х лет

🎈Мешок фасоли

Засыпаем в большой пластиковый контейнер высушенную фасоль, рис, небольшие каштаны или бусины. Зарываем в наполнитель небольшую игрушку и просим малыша достать ее. Ощущения, испытываемые при погружении руки в бассейн из фасоли, способствуют сенсорной интеграции ребенка и дают ему возможность приобрести новый осязательный опыт.

🎈Выдувайте пузыри

Если ребенок не умеет дуть сам, пусть он помогает вам откручивать крышку пузырька и погружать внутрь форму. Здесь вы можете добиться первого осознания понятия «по очереди» и чуткого взаимодействия в паре с ребенком.

Показывайте пальцем на пузыри, выражайте гипертрофированную радость и восторг – это поможет развить у малыша с РАС столь важное разделенное внимание.

🎈Пальчиковые краски

Этой забаве самое место в ванной – вымазанными в краске пальчиками очень легко перемазать все вокруг и себя самого. Дети узнают больше о цветах, ощупают самые разные поверхности и познакомятся с новым, необычным ощущением от краски на коже.

Такая забава поначалу нравится не всем, но однозначно стоит пытаться ее привить. Для этого пробуйте ее и в более старшем возрасте. Нередко по ходу прогресса в развитии и рассеивания аутичного «тумана» ребенок начинает интересоваться теми субстанциями, которые раньше категорически отвергал (песок, пальчиковые краски, пластилин)

🪅Играем с дошкольниками

🎈Ролевые игры

Особенно часто у детей с аутизмом наблюдается задержка в развитии навыков ролевых игр, их полное отсутствие или искажение. Чтобы помочь малышу преодолеть отставание, попробуйте играть с ним в такие игры:

🎈Играйте в динозавров, ревите друг на друга и ищите спрятанную в траве еду;

🎈Играйте с куклами и кукольным домиком и представляйте, что куклы встают, умываются, играют и ложатся спать;

🎈Стройте из деталей для конструктора дома, составляйте из них улицы и водите между ними автомобиль;

🎈Играйте в железную дорогу, загружайте поезд товарами, садите на него людей и перевозите со станции на станцию;

🎈Создайте больницу для мягких игрушек и лечите зверей: делайте им уколы, капайте в глаза, носы и уши капли, перевязывайте лапы, поите их лекарством;

🎈Используйте игрушечную еду, чтобы «приготовить» и «подать на стол» различные блюда;

🎈Играйте в школу, кто-то будет учителем, а другие участники игры – учениками.
Если у вашего ребенка есть какие-то особые интересы, учитывайте их в ролевой игре.

🎈Перенесите в игру то, что ребенок любит в реальной жизни, например:

Прогулки на площадке
Детей, катающихся поочередно на горке
Качели и карусель
Голубей и кошек
Сервировку стола
Купание в бассейне или ванне
В помощь вам наборы сюжетных конструкторов (Лего и аналоги), самодельные игрушки из картона и пластиковые фигурки людей и животных.

🎈Сенсорные игры

У детей с РАС часто нарушена нормальная работа сенсорной сферы. Многие привычные для обычных людей раздражители (прикосновения, освещенность, вкусы, запахи, звуки) они могут воспринимать либо как слишком сильные, либо как очень слабые (тогда они начинают усиленно искать способы догрузить простаивающие каналы восприятия).

Попробуйте такие занятия:

🎈Ванна с фасолью или рисом. Как уже говорилось ранее, пусть дети погружают в нее руки, закапывают и выкапывают зверей и другие игрушки;

🎈Рисование по крему для бритья. Нанесите на столешницу немного крема для бритья и путь дети размажут его по всей крышке стола;

🎈Создайте «водяную стену»: расположите рядом друг с другом банки и колбы разной формы и пусть ребенок заполняет их водой из графина или пластиковой бутылки;

🎈Ансамбль барабанов. Расставьте по столу барабаны. Пусть ребенок стучит в них с разным темпом и скоростью.

🎈Посещайте игровые площадки: ребенок должен освоить спуск и подъем на горки разной высоты (по лестнице, используя альтернативные маршруты карабканья), уметь преодолевать препятствия, кружиться на карусели, прыгать по пенькам и колесам.

🎈Детский транспорт.

Учите ребенка кататься на специальных тележках в форме машин и мотоциклов, на самокатах и особых велосипедах без педалей (беговелах).

🎈Имитация – это крайне значимый инструмент развития ребенка и основа усвоения им множества навыков. У детей с РАС умение имитировать и повторять за другим человеком часто страдает. Попробуйте такие игры:

🎈Делайте жесты руками, меняйте положение ног и всего тела, и просите ребенка повторить за вами;

🎈Изображайте животное, и пусть ребенок повторяет повадки, которые вы демонстрируете;

🎈Копируйте поведение своего ребенка с РАС. Делайте это до тех пор, пока он не заметит вашего обезьянничания;

Если у вас есть, кого поставить в пару, просите одного ребенка быть зеркалом другого – когда первый совершает движение, второй должен за ним безошибочно и вовремя повторять.

🎈Шпион

Подробно описываем какой-то предмет с максимально большим количеством деталей. Просим ребенка найти его в комнате по описанию.
Если для ребенка это слишком сложно, то поставьте на стол две или три разных мягких игрушки, опишите одну из них и попросите определить, что вы только что описали.

🎈Угадай, что

Попросите ребенка закрыть глаза (их можно завязать для надежности платком) и выдайте ему простой предмет (чашку, кубик или деталь от конструктора). Попросите его ощупать предмет и описать его вам (твердость, форму, угловатость, впадины и выпуклости, материал, шероховатость и гладкость).

Если ребенок невербальный, попросите его показать вам этот предмет на картинке.
Игра помогает детям научиться использовать осязание и не опираться исключительно на зрение (при РАС оно обычно существенно преобладает над другими сенсорными каналами).

🎈Нарисуй мое лицо

Чертим на листе бумаги большой круг или овал. Вы гипертрофированно изображаете какую-то эмоцию, а ребенок должен изучить ваше лицо и изобразить это чувство – гнев, веселье, боль – на бумаге. Нарисуйте целую галерею эмоций!

🎈Танцы

Включаем ритмичную музыку и просим ребенка танцевать вместе с вами. Показываем отдельные фигуры, которые он должен за вами повторить.

🎈Кукольный театр

Собираем вместе мягкие игрушки и кукол и разыгрываем между ними небольшие сценки из жизни. Можно играть в магазин или школу, можно по-новому рассказывать истории, которые недавно произошли с малышом. Объясняйте ребенку, что происходит, и какие варианты поведения в разных ситуациях у него есть.
Также можно использовать готовые плоские фигурки для магнитного театра или наклеить фотографии всей семьи на магниты и максимально приблизить изображаемый мир к реальному.

🪅Занятия с подростками

Вот упражнения, которые помогут подростку с РАС наладить лучший контакт со сверстниками и глубже понимать собеседников:

🎈Полоса препятствий.

Расставьте предметы по комнате так, чтобы создать препятствия, которые необходимо преодолеть. Пусть дети работают в парах, один должен вести, а другой – быть ведомым. Ведущий дает команды, а ведомый – их выполняет.

🎈Понимание фильма.

Детям с аутизмом сложно понимать чувства и эмоции других людей. Включите им сцену из фильма. Затем пообщайтесь с ребятами, чтобы понять, какие моменты общения и обмена эмоциями они поняли, а какие – пропустили.

Объясните проблемные моменты и посмотрите ролик еще раз. Ставьте видео на стоп-кадр и просите объяснить, что означает то или другое выражение лица.

🎈Импровизация.

Детям с РАС трудно проявлять спонтанность, поэтому задания на импровизацию для них очень полезны.

Включите в группу нейротипичных детей и ребенка с РАС. Выдайте ребятам несколько вещей (например, пару штанов, рулевое колесо и блокнот) и попросите составить историю с ними.

Вряд ли ваш ребенок с аутизмом будет заводилой, но можно не сомневаться в том, что ему пойдет на пользу работа в группе и умение работать не по готовому шаблону!

———————————————————————————

🚩Вот несколько советов, как лучше всего организовать игровой процесс:

⃣Привлечь в игру других детей – всегда хорошая идея. Однако следите за тем, чтобы маленькие участники действительно помогали ребенку с аутизмом, не насмехались над ним и не игнорировали его. Лучше всего, если дети заранее будут знать, что им предстоит делать и с кем играть, и относились к своей задаче ответственно.

⃣Старайтесь заранее учесть все возможные негативные моменты: сенсорную перегрузку, нелюбовь к изменению привычного распорядка, неумение найти вступать в контакт с окружающими. Подумайте, как упростить игру, чтобы она была интересной для ребенка с РАС, и как вовремя ее окончить.

⃣Учитывайте особые интересы ребенка, когда начинаете игру. Например, если он любит поезда, животных, героев аниме или динозавров, пусть на игрушках будет соответствующая символика.