В первую очередь рассмотрим пункт номер 2 приказа Министерства труда и социальной защиты:
Признать утратившим силу приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 4 июля 2018 г. N 443н “Об утверждении Порядка выдачи опознавательного знака “Инвалид” для индивидуального использования” (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 24 августа 2018 г., регистрационный N 51985).
Суть данного пункта сводится к тому, что с 1 июля 2020 года опознавательные знаки “Инвалид” для индивидуального использования отменяются. Подробная информация об индивидуальных знаках приведена в отдельной статье:
Индивидуальные знаки были введены 4 сентября 2018 года. Оформить подобные знаки можно было только в федеральных государственных учреждениях медико-социальной экспертизы. Однако с самого начала эти знаки не были описаны в ПДД, то есть обязательными не являлись. Поэтому для инвалида было гораздо проще купить обычный знак в магазине, чем получать индивидуальный.
Тем не менее, некоторые водители-инвалиды были уверены в том, что разрешается использовать только индивидуальные знаки. Поэтому они не только получали знак самостоятельно, но и пытались убедить других сделать то же самое.
Для таких водителей новость, безусловно, хорошая. Индивидуальные знаки покидают законодательство, поэтому тратить время на их получение больше не придется.
Что касается большинства инвалидов, которое использует “обычные” знаки из магазина, то для него абсолютно ничего не изменится.
Перейдем ко второй части данной статьи и рассмотрим новое понятие “федеральный реестр инвалидов“. В этом реестре с 1 июля 2020 года будет размещаться информация о транспортных средствах инвалидов.
Сразу же нужно сказать о том, что ни в приказе министерства труда, ни в других нормативных документах (ПДД, законе “О БДД“) не прописана обязанностьинвалида вносить собственное транспортное средство в федеральный реестр. То есть, на текущий момент правила добавления информации в реестр уже утверждены, однако сама процедура добавления обязательной не является.
Не исключено, что в будущем ситуация изменится и добавление в реестр станет обязательным. Если это произойдет, то данная статья будет дополнена.
Однако пока что подобных изменений не было, поэтому водитель, который является инвалидом, и водитель, который перевозит инвалида или ребенка-инвалида, может просто установить на свою машину опознавательный знак “Инвалид”. Это позволит ему воспользоваться всеми преимуществами правил, установленными для инвалидов:
Тем не менее, включение транспортного средства в федеральный реестр может на практике дать определенный преимущества. Об этом речь пойдет ниже.
Заявление может быть подано инвалидом либо его представителем в Пенсионный фонд Российской Федерации через “личный кабинет” в федеральной государственной информационной системе “Федеральный реестр инвалидов”, с использованием федеральной государственной информационной системы “Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)” в электронном виде или через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.
Чтобы включить транспортное средство в реестр, следует подать специальное заявление в Пенсионный фонд. При этом предлагаются несколько способов обращения:
Третий вариант (через МФЦ) предполагает личное посещение офиса МФЦ, поэтому рассматривать его как основной в данной статье не будем. Ведь если Вы читаете данную статью, то у Вас есть доступ в Интернет. В этом случае гораздо проще и быстрее подать заявление в электронном виде (способы 1 и 2).
Пункт 6 Порядка содержит полный перечень сведений, который нужно указать в заявлении:
При подаче заявления через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг указываются:
а) фамилия, имя, отчество (при наличии) инвалида (ребенка-инвалида);
б) наименование, серия и номер документа, удостоверяющего личность инвалида (ребенка-инвалида), дата и место выдачи указанного документа;
в) дата и место рождения инвалида (ребенка-инвалида);
г) страховой номер индивидуального лицевого счета инвалида (ребенка-инвалида);
д) фамилия, имя, отчество (при наличии) представителя;
е) наименование, серия и номер документа, удостоверяющего личность представителя, дата и место выдачи указанного документа;
ж) документ, подтверждающий полномочия представителя;
з) государственный регистрационный номер транспортного средства;
и) марка и (или) модель (коммерческое наименование) транспортного средства (если они были присвоены изготовителем транспортного средства).
Однако если Вы будете подавать заявление в электронном виде (через Госуслуги или через ФГИС “Федеральный реестр инвалидов”), то содержание заявления очень серьезно сократится:
При подаче заявления через “личный кабинет” в федеральной государственной информационной системе “Федеральный реестр инвалидов” или с использованием федеральной государственной информационной системы “Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)” в электронном виде заполняются сведения о транспортном средстве, предусмотренные подпунктами “з” и “и” пункта 6 настоящего Порядка. Иные сведения, предусмотренные пунктом 6 настоящего Порядка, заполняются автоматически Пенсионным фондом Российской Федерации с использованием Единой системы идентификации и аутентификации.
То есть, инвалид должен заполнить только 2 поля:
Все остальные данные должны быть добавлены в заявление автоматически.
Например, чтобы добавить машину в реестр через Госуслуги, достаточно будет ввести лишь следующие данные:
государственный регистрационный номер ТС: А123АА77
марка и модель ТС: MERCEDES-BENZ-S 600
Так что подача заявления должна занять не более 5 минут.
Размещение сведений о транспортном средстве осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации по результатам проведения автоматической проверки указанных в заявлении сведений в срок, не превышающий 15 минут с момента регистрации заявления.
Данный пункт говорит о том, что данные, указанные в заявлении, проверяются автоматически. После этого автомобиль добавляется в федеральный реестр инвалидов. Вся эта процедура не должна занимать более 15 минут.
Отсюда можно сделать следующий вывод. Инвалид может внести информацию об автомобиле, на котором он планирует ехать, практически в самый последний момент перед выходом из дома. Пока человек оденется и дойдет до машины, реестр уже будет обновлен.
Пенсионный фонд Российской Федерации обеспечивает информирование заявителя о дате и времени размещения в федеральном реестре инвалидов сведений о транспортном средстве посредством размещения сведений в “личном кабинете” в федеральной государственной информационной системе “Федеральный реестр инвалидов”, на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) или направления по адресу электронной почты по выбору инвалида или его представителя.
После того, как данные автомобиля размещены в реестре, заявитель получает соответствующее уведомление одним из выбранных способов:
Как только уведомление об обновлении реестра получено, можно начинать поездку.
Примечание. Автомобиль достаточно внести в реестр лишь один раз, не обязательно делать это перед каждой поездкой.
Сведения о транспортном средстве, предусмотренные пунктом 3 настоящего Порядка, размещаются Пенсионным фондом Российской Федерации в федеральном реестре инвалидов в отношении одного транспортного средствана основании поданного в Пенсионный фонд Российской Федерации заявления инвалида, законного или уполномоченного представителя инвалида (ребенка-инвалида) (далее соответственно – представитель, заявление).
При этом Пенсионный фонд Российской Федерации обеспечивает возможность изменения указанных сведений.
Любой инвалид может включить в реестр только 1 автомобиль, на котором он планирует передвигаться.
Если инвалид ездит только на одной машине, то у него не будет абсолютно никаких проблем. Машину нужно единожды включить в реестр.
Если же человек постоянно пользуется разными транспортными средствами, то ситуация становится немного сложнее. Однако и из нее есть выход. Перед поездкой на другой машине нужно включить эту машину в реестр. Выше речь шла о том, что процедура занимает всего несколько минут. При добавлении нового автомобиля предыдущая машина исключается из реестра.
В настоящее время имеет место следующая проблема, связанная с транспортными средствами инвалидов. Существует довольно много регионов России, в которых штрафы за незаконную парковку на местах для инвалидов выносятся в автоматическом режиме, то есть фиксируются камерами. При этом камеры не умеют находить знак “Инвалид” под стеклом машины, поэтому они просто считывают с машины ее регистрационный номер и проверяют его по базе данных. Если номер есть в базе данных, то штраф не выносится, а если номера в базе нет, то отправляется “письмо счастья”.
Суть проблемы при этом заключается в следующем. В каждом регионе существует собственная база данных номеров автомобилей инвалидов. И если инвалид едет в соседний регион и хочет использовать там выделенные парковочные места для инвалидов, то ему нужно предпринимать дополнительные действия по включению своего автомобиля в базу данных этого соседнего региона. Это не очень удобно.
В противном случае на автовладельца может быть наложен автоматический штраф. Этот штраф можно оспорить на основании документа, подтверждающего факт инвалидности, однако на это придется потратить определенное время.
Так вот, в этой статье речь идет о федеральном реестре. Слово “федеральный” в данном случае означает, что реестр будет единым для всей территории России. То есть машину будет достаточно добавить в реестр лишь один раз, после чего можно спокойно пользоваться выделенными местами для инвалидов во всех регионах и не опасаться штрафа.
Примечание. Включение в реестр в любом случае не освобождает от использования опознавательного знака “Инвалид”.
На первый взгляд кажется, что использование федерального реестра создает также и новую проблему для водителей. Речь идет о том, что в реестр может быть одновременно включен только один автомобиль. А если в семье инвалида несколько машин, которыми он пользуется по очереди, то придется постоянно менять информацию в реестре.
На практике же ситуация хуже не становится, т.к. в регионах, где уже используют региональные базы данных для вынесения штрафов в автоматическом режиме, имеет место то же самое. Включить в базу можно только одну машину.
Так что в целом введение федерального реестра нужно рассматривать как положительное изменение законодательства.
Пенсионный фонд Российской Федерации обеспечивает возможность использования и предоставления федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерацииразмещенных в федеральном реестре инвалидов сведений о транспортном средстве, в том числе посредством информационного взаимодействия с их информационными ресурсами.
Пенсионный фонд Российской Федерации посредством федерального реестра инвалидов бесплатно и без авторизации обеспечивает возможность получения по государственному регистрационному номеру транспортного средства актуальных неперсонифицированных сведений об использовании транспортного средства.
В первую очередь доступ к реестру предоставляется ГИБДД и другим органам власти. Судя по всему полученная информация будет использоваться для того, чтобы инвалиды не получали штрафы за парковку на местах для инвалидов.
Однако доступ к некоторой информации из реестра будет у всех желающих.
Например, если инвалид приехал на парковку и видит, что все выделенные места для инвалидов заняты автомобилями без опознавательных знаков, то он может проверить, включены ли эти автомобили в реестр Пенсионного фонда. Для этого достаточно ввести лишь номер автомобиля. Если автомобилей в реестре нет и опознавательные знаки на них не установлены, то можно смело вызывать ГИБДД с эвакуатором.
В заключение хочу еще раз отметить, что в нормативных документах пока что не прописана обязанность по внесению номеров автомобилей, на которых ездят инвалиды, в федеральный реестр. Тем не менее, после 1 июля 2020 года, когда возможность добавления в реестр на портале Госуслуг заработает, имеет смысл внести свой автомобиль в указанный реестр.
Для этого нужно заполнить всего 2 поля. Однако впоследствии это может уберечь от автоматических штрафов. А таких штрафов проще избежать, чем впоследствии пытаться их оспаривать.
Если у Вас остались вопросы по ведению реестра, то рекомендую Вам изучить полный текст рассматриваемого сегодня нормативного документа:
Удачи на дорогах!